В течение многих веков Чёрное море служило местом встречи различных культур и цивилизаций, а также ареной для великих сражений. Оно скрывает в своих глубинах множество затонувших кораблей и исторических артефактов, представляющих огромный интерес для исследователей и любителей подводного плавания. Рассказываем о некоторых.

1. Самолет ИЛ-2 (Анапа)

Ил-2 — легендарный советский штурмовик, ставший главным ударным самолётом в годы Великой Отечественной войны, а также самым массовым в мире.

Один из таких самолётов, сбитый немецкими войсками в 1943 году в Анапе, был обнаружен только в 2007 году. Он покоится на глубине 18 метров.

Крылья, кабина пилотов и двигатель самолёта сохранились в отличном состоянии, что редко встречается среди подводных находок. Хвост самолёта, оторванный от основной части, лежит на расстоянии 15 метров от кабины.

Позднее водолазы установили мемориальную табличку рядом с местом обнаружения самолёта, чтобы увековечить его память и подвиг советских лётчиков.

2. «Торпедник» (Судак)

В 300 метрах от берега, на глубине 10-11 метров, лежит торпедный катер. Это место привлекает внимание как опытных дайверов, так и новичков.

Катер хорошо сохранился, и в нём можно увидеть множество морских обитателей: ласточек, зеленух, скорпен и кефалей.

Существует версия, что в 1980-х годах военные передали катер водолазам, но он затонул во время шторма. Однако история «Торпедника» до сих пор остаётся загадкой.  Есть мнение, что его создали в подарок Фиделю Кастро. Еще одна версия утверждает, что в 1980х годах военные передали катер передали водолазам, но он затонул во время шторма.

По наиболее правдоподобной версии, это судно №6, построенное в 1960-х годах на заводе «Гидроприбор». Оно предназначалось для испытаний различных типов торпедного вооружения и было затоплено в 1990-х.

3. Английское торговое судно War-pike (Новороссийск)

В годы Первой мировой войны это судно служило для перевозки боеприпасов и продовольствия в войска Антанты — союз России, Франции и Великобритании. Но уже в 1918 году в порту Новороссийска War-pike подожгли революционеры. Корабль затонул на выходе из Цемесской бухты.

Длина корабля составляла 90 метров. Корпус сильно повреждён, но паровая машина сохранилась достаточно хорошо. Судно лежит на глубине 20 метров.

4. Буксир «Петраш» (Геленджик)

Буксир Т-11 «Петраш» спустили на воду в 1914 году. До 1942 года он служил в качестве сторожевого судна, а затем был включен в состав Черноморского флота.

В 1943 году «Петраш» вместе с двумя баржами направлялся из Туапсе в Геленджик. В районе мыса Чуговокопас они попали под атаку немецких торпедных катеров.

В результате атаки буксир был разбит на две части и затонул на глубине 15 метров. Носовая часть судна лежит на дне килем вверх, а кормовая — с креном 60°.

5. Рэк на 35 батарее/транспорт «Борис» (Севастополь)

«Борис» — это болгарское грузовое судно, которое затонуло в 1970-х годах. Его затопление было необходимо для съёмок фильма «Юнга Северного флота», где была создана сцена крушения корабля. В настоящее время судно лежит на глубине 18 метров на ровном киле.

Сухогруз находится всего в 200 метрах от выходов из знаменитой 35-й бронебашенной батареи. От него частично сохранилась надстройка, на которой можно увидеть открытые иллюминаторы. Вероятно, стёкла были выбиты взрывом. Также хорошо сохранился двигатель судна.

Чёрное море скрывает множество затонувших объектов, которые привлекают дайверов со всего мира. Однако важно помнить, что погружение возможно только при наличии соответствующих знаний и подготовки.